Идеология, социология, культура. Идейная стратегия правящих кругов и массовое сознание в Японии на рубеже 70-80-х годов. Тезис о возрождении консерватизма

Идеология, социология, культура. Идейная стратегия правящих кругов и массовое сознание в Японии на рубеже 70-80-х годов. Тезис о возрождении консерватизма
Автор:

В конце 70-х и особенно в начале 80-х годов в среде японских журналистов, общественных и политических деятелей все чаще стали говорить о возрождении консерватизма. При этом два момента в аргументации провозвестников возрождения консерватизма заслуживают особого внимания.
Во-первых, они постоянно подчеркивали, что данный феномен наблюдается не только в Японии и представляет собой лишь одно из проявлений так называемой новой консервативной волны, прокатившейся несколько ранее по всему капиталистическому миру.
Во-вторых, указывали они, хотя главным свидетельством возрождения консерватизма в Японии служит увеличение доли избирателей, голосовавших за ЛДП на парламентских выборах 1979 и 1980 гг., а также на выборах губернаторов, сдвиг в сторону консерватизма проявляется отнюдь не только на выборах. Он, по их мнению, сам по себе представляет собой лишь симптом общего идейного поправения широких масс населения, затронувшего практически все области массового сознания.
Неудивительно поэтому, что тезис о возрождении консерватизма быстро занял важное место в построениях буржуазных идеологов, на протяжении многих лет стремившихся доказать неизбежность падения влияния марксизма в высокоразвитых капиталистических странах, постепенного затухания борьбы трудящихся за коренное переустройство общества. Более того, этот тезис стал использоваться в качестве главного доказательства, подтверждающего якобы все те аргументы, которые уже длительное время выдвигались буржуазной пропагандой. Имеет смысл вкратце напомнить эти аргументы, тем более что они же чаще всего и используются для объяснения причин возрождения консерватизма.
Пожалуй, важнейший из них относится к сфере социальной структуры и сводится к утверждению об исчезновении классов в современном японском обществе и превращении его в общество среднего класса. При этом чаще всего ссылаются на данные социологических опросов, согласно которым примерно 90% японцев относят себя к среднему классу.

share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *